Выставка «Сергей Чехонин и Коминтерн»
Сергей Чехонин - русский график и портретный миниатюрист, художник прикладного и монументально-декоративного искусства

Автор советской символики (в т.ч. герба РСФСР, печати Совнаркома), создатель советского агитационного фарфора

Родился и вырос в Новгородской губернии: станция Валдайка (ныне село Лыкошино Бологовского р-на Тверской обл.) и станция Чудово (ныне г. Чудово Новгородской обл.)

В 1923 г. был откомандирован в родную свою Новгородскую губернию, в «Новгубфарфор» (бывшие Кузнецовские заводы) и по 1925 г. заведовал художественной частью на Волховском фарфоровом заводе (позднее «Коминтерн» Чудовского района Новгородской области), где в течение почти двух лет занимается улучшением художественного качества выпускаемых изделий, а на ГФЗ его оформляют в качестве постоянного художника-эксперта.

Творческое наследие Чехонина обширно и разнообразно. Большую его часть занимает так называемая “агитационная” тематика, призванная популяризировать новую Советскую реальность. Одной из ранних его работ можно считать тарелки с короткими лозунгами, написанными по борту, и относительно пустым центральным полем. Эти несложные для воспроизведения изделия должны были поступить в массовое производство и «украсить» быт рабочих и крестьян, выполняя одновременно агитационную миссию. Они отличались разнообразием шрифтов и особой компоновкой надписей, включающих растительные элементы и продуманное цветовое решение. В более поздних росписях начала 1920-х годов проявляется усложнение текста и шрифта, а надписи начинают приобретать орнаментальный характер и сочетаться с изображением на центральном поле тарелки или же полностью заполнять и компоновать пространство.
Очень много росписей С. Чехонина на фарфоре посвящены символам Советского государства – новому гербу, серпу, молоту, шестерне. Созданные им композиции с этой тематикой необычайно разнообразны от привычно-строгих, суховато-графичных до живописно-фольклорных.


Агитационный фарфор стал не только художественным открытием Чехонина, интереснейшей страницей в истории фарфоровой росписи, но и просто подарком для советского Агитпропа. Посуде с революционными лозунгами не было равных по силе пропагандистского воздействия – оно замечательным образом укладывалось в марксистский тезис «о бытии, определяющем сознание». Новая посуда, через бурлящие рынки 20-х годов попадавшая в самые наиглушайшие российские деревни, была в употреблении повседневно и ежечасно, потому и надписи на тарелках и чашках прочно входили в сознание и были убедительнее уличных транспарантов или самой зажигательной статьи в большевистской газете.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website