145 лет со дня рождения Б.М.Великовского
В 2002 г. вышла книга "Архитектор Борис Великовский". Среди её авторов внук архитектора – Дмитрий Великовский.

«Судя по сохранившейся автобиографии, дед строил 10 -15 крупных объектов в год. Это не только частные дома, но и Дом книги, типография, старообрядческий храм, фабрики, заводы (в том числе Ковровский пулемётный)… Кроме того, он был личным архитектором фарфорозаводчика Кузнецова, соответственно, много чего делал для него...»

Борис Михайлович Великовский родился в 1878 в небольшом городке под Могилёвом, носившем название Пропойск. Упоминается он в летописях в 1136 г. под названием Пропой. Пропойск позднее переименовали в Славгород. Борис Михайлович приехал в Москву и "пропел" свою песню, став одним из лучших архитекторов 1910-1930-х гг.
До революции он, работая в стиле неоклассики, построил несколько многоквартирных доходных домов и особняков, после 1917 г. проектировал дома в стиле конструктивизма.

Великовский был личным архитектором владельца фарфоровых заводов -Ивана Емельяновича Кузнецова, для которого построил заводы в Волхове и Чудове. Эти "посудные фабрики" Борис Великовский считал своими лучшими творениями.

На территории Новгородской области в п. Краснофарфорный находятся 2 объекта культурного наследия регионального значения:

1)Корпус производственный фарфоровой фабрики И.Е. Кузнецова — памятник промышленной архитектуры XIX века, регистрационный номер 531610431670005 (Приказ комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области от 01.03.2016 № 99).
2) Здание заводоуправления фарфоровой фабрики И.Е. Кузнецова — памятник промышленной архитектуры XIX века, регистрационный номер 531610431650005 ( Приказ комитета государственной охраны культурного наследия Новгородской области №100 от 01.03.2016 г.).
Доходный дом Ивана Емельяновича Кузнецова — был построен в 1915—1916 годах в формах неоклассицизма по проекту архитекторов: Б. М. Великовского, А. В. Розенберга и Д. П. Бурышкина. Дом является памятником архитектуры и включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в качестве объекта культурного наследия регионального значения.
Дом принадлежал И.Е. Кузнецову до Октябрьской революции 1917 года. Рельефный декор фасада призван демонстрировать высокий статус владельца дома, его именитость и богатство. Архитекторы приложили максимум усилий, чтобы создать такое строение, способное еще раз подчеркнуть надежность дела его владельца.

В 1920 году здесь открылся кинотеатр, сначала получивший название «Две маски», которое он сменил в 1928 году. Новое название кинотеатра — «Правда".

В 1989 году в помещении упраздненного кинотеатра благодаря инициативе Давида Голощекина — джазового музыканта — начал функционировать Центр джазовой музыки. Сейчас это — Филармония джазовой музыки.
После революции Великовский внес весомый вклад в архитектуру русского авангарда. Он был близок лидерам новой архитектуры, не вступая в творческие объединения. Он занимался посёлками типа городов-садов. В 1920-е годы в центре Москвы создал ряд кооперативных домов: Льноторга и др.
В 1925-1927 годах он реализовал свой самый известный проект офисного здания – Госторга. Здесь архитектор воплотил важнейшие принципы новой архитектуры – железобетонный каркас со сплошным остеклением, крышу-террасу, свободную планировку внутри. В 1928 году он соперничал с Ле Корбюзье на конкурсе на проект здания Центросоюза.
В числе произведений Великовского недостроенный Дом книги в Москве, несколько больших типографий и ряд других объектов. Он по-своему интерпретировал монументальный стиль 1930-х годов в последней своей постройке - гостинице в Смоленске.
Великовский умер в марте 1937 г., придя домой после заседания дачного кооператива. У него было больное сердце. Многое из построенного Б.М. Великовским сохранилось и радует нас сегодня. Конечно, хорошо, если глядя на эти творения, мы вспомним об их авторе.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website